Цельность глюковского стиля

Начнем с того, что поговорим о Глюке. Глюк велик тем, что с помощью средств умирающей opera seria смог воплотить новые идеи, нашел силы и талант создать не только новую музыкальную драму, но и великую музыку. Этим он  Удивительно близок Моцарту, совершившему столь отважный шаг В будущее. Единство внешнего и внутреннего у Ватто заставляет вновь и вновь задуматься о неисчерпаемости стилевых средств,  способных чутко отразить самые смелые и самые контрастные устремления художников.

Вспомним, сколь неожиданно, свежо и с какой силой зазвучал барочный и классицистский музыкальный язык, его формообразующие принципы в музыке композиторов конца XIX-XX столетия: у Э. Грига (Из времен Хольберга), М. Равеля (Гробница Куперена), А. К. Глазунова (Барышня-служанка), И. Ф. Стравинского (Пульчинелла, Аполлон Мусагет, Царь Эдип), в произведениях К. Дебюсси и Ф. Бузони, Р. Штрауса и П. Хиндемита, Ф. Малипьеро и А. Казеллы, Б. Бартока и С. С. Прокофьева, Ан. Н. Александрова, А. Г. Шнитке и многих других. Огромно число оркестровых и прочих инструментальных транскрипций, редакций, балетных сюит, выполненных на материале пьес Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Й. Гайдна.

Итак, цельность глюковского стиля прежде всего в динамическом единстве противоборствующих стилистических свойств на всех возможных уровнях. Гений Глюка был гением художника, аккумулирующего типическое и существенное из недавнего прошлого и настоящего, чтобы создать новое, принадлежащее будущему; таково было творческое мышление композитора, которое постоянно регулировало отбор и распределение средств. Здесь мы постоянно сталкиваемся с удивительным (но лишь на первый взгляд) обстоятельством, главная реформаторская идея Глюка, идея действенного, развивающегося спектакля, идея подлинной музыкальной драмы (драмы через музыку), опирается на метафизику, статику теории аффектов. Таковы, напомним еще раз, крупные сцены, состоящие из ряда эмоционально замкнутых номеров, выявляющих одно состояние души, одну страсть. Такова и лейттембровая характеристика, система тембров-аффектов, двойников той или иной страсти (безотносительно к кому-либо из персонажей). Наконец, такова идея интонационного конфликта, определившая тему грядущей эпохи в музыкальном искусстве. Глюк заимствовал ее из современной ему инструментальной музыки и возвел на оперный пьедестал, угадав в ней обобщающую силу могучего стимула и само зерно музыкально-драматической реформы.

Теги: